18 мая Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Об информационном взаимодействии в морских пунктах пропуска».
Вебинар провела Оксана Долгих, начальник отдела разработки перспективных таможенных технологий Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. Вначале она напомнила, что морской транспорт имеет большое значение для экономики страны, поскольку по статистике в российских портах обрабатывается 70-80% грузов в рамках внешней торговли. Она отметила, что конкурентоспособность морских портов в значительной степени определяет скорость перевалки грузов, на которую влияет много факторов: инфраструктурная оснащенность самого порта, портовые услуги и их стоимость, а также сроки принятия решений по грузам контролирующими государственными органами (ГКО). Особенное значение скорость перевалки грузов в портах приобретает сегодня в связи с санкционной политикой Запада, что требует принятия мер, способствующих стабилизации экономики страны. В морских портах такие меры связаны прежде всего с цифровизацией деятельности всех участников процесса. «Современные поточные терминалы предъявляют столь высокие требования по скорости обработки грузов, что соответствовать им без цифровизации деятельности ГКО невозможно, – пояснила докладчица, – поэтому в последние годы таможенные органы кардинально изменили подход к организации таможенного контроля, и сегодня в портах применяется электронный документооборот с прибытия товаров до помещения их под заявленную процедуру». Нормативным обоснованием нового подхода является приказ ФТС России от 1 апреля 2019 г. № 541 «Об утверждении технологии совершения таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза этими судами, с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и признании не подлежащим применению приказа ГТК России от 12 сентября 2001 г. № 892 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами"».
Электронный документооборот основан на применении комплекса программных средств «Портал морской порт». В результате многолетней работы подобраны форматы электронных документов, определен порядок их заполнения, выстроена система передачи документов от участника ВЭД таможенному органу, обеспечено прохождение ими внутриведомственной системы таможенных органов и представление другим ГКО. Формы документов включены в Альбом форматов и размещены на сайте ФТС России. КПС «Портал морской порт» был внедрен в 2016 году и в настоящее время насчитывает 16 тысяч пользователей. В чем его преимущества? Информация представляется в электронном виде, принятые решения также в электронном виде передаются участникам процесса, исключается необходимость представления одних и тех же сведений в разные ГКО, в итоге экономятся время и ресурсы как бизнеса, так и государства. По словам Оксаны Долгих, сегодня почти все суда за редкими исключениями оформляются в электронной форме: в 2021 году на портале было оформлено около 36 тысяч уведомлений о прибытии (т.н. судовых дел) и около 37 тысяч сообщений об убытии. Использование портала всеми участниками является безвозмездным. В основе его работы лежит ролевая модель. Основные роли: Администрация морского порта; заинтересованные лица – грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, перевозчики и их представители, представители стивидорных компаний и операторы морских терминалов; ГКО – ФТС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Пограничная служба. Докладчица отметила, что ролевая модель позволяет каждому участнику информационного взаимодействия реализовывать свои функции и иметь доступ только в рамках своих полномочий. Любой участник процесса может как передавать, так и получать информацию на портале. Конфиденциальность и безопасность передачи данных гарантируется в том числе разделением портала на две части: ведомственная внутренняя подсистема, которую используют только таможенные органы, и внешняя подсистема. В ведомственной части таможенные органы обрабатывают информацию и принимают решения. Во внешней подсистеме сформирован ряд функционалов, и сейчас идет работа по их оптимизации и расширению. «Региональным таможенным управлениям поставлена задача сбора предложений по доработке функционалов, на основе которых ФТС будет проводить доработку внешней подсистемы портала, в основном это касается взаимодействия с операторами морского терминала, – сообщила Оксана Долгих. – Просим заинтересованных лиц также направлять нам свои предложения, они будут учтены».
Затем докладчица кратко обозначила бизнес-процессы, которые реализуются в рамках портала. До прибытия морского судна представляется предварительная информация (по общему правилу за 6 часов). На основании предварительной информация таможенный орган вырабатывает предварительное решение, которое используются на следующем этапе – представление информации при прибытии судна. При прибытии представляются документы в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (общая декларация, декларация о грузе, судовых припасах и др.). Оксана Долгих отметила, что объем информации и на первом, и на втором этапе огромен, но ее обработка автоматизирована, к тому же таможенники используют предварительные решения, что сокращает время обработки. При этом предварительные решения доступны заинтересованным участникам – перевозчику, оператору морского терминала, чтобы они могли вовремя скорректировать планы выгрузки судна и исключить излишнее перемещение контейнеров по площадкам. Операции по убытию судна также состоят из двух частей: формирование поручения на отгрузку и запрос разрешения у таможенного органа (поручение на отгрузку доступно как экспедиторам, так и операторам морских терминалов). Помимо основных процедур на портале реализовано несколько подпроцессов, адаптированных под деятельность морских линий, например, технология, обеспечивающая последовательную погрузку грузов на убывающие суда (в этом случае информация о погруженных товарах передается последнему в цепочке таможенному органу для формирования электронного документа об убытии) или технология по последовательной выгрузке судов, основанная на схеме упрощенного морского транзита. По словам докладчицы, в последние годы около 70% морских судов оформляются таможенными органами без выхода на борт судна, а сейчас ФТС разрабатывает технологию, исключающую участие должностного лица при принятии решения в отношении прибывающих грузов. Важно, что информация при прибытии судов доступна на других этапах оформления, поэтому сегодня около 85% деклараций автоматически регистрируется и каждая третья ДТ автоматически выпускается. Также на портале автоматизировано помещение товаров под процедуру таможенного транзита.
«Что касается взаимодействия с иными контролирующими госорганами, работающими в морских пунктах пропуска, таможенные органы обеспечивают сбор всей предварительной информации и делают ее доступной всем ГКО для анализа и принятия своих решений, – рассказала Оксана Долгих. – Портал содержит элементы единого окна: например, организация государственной комиссии при планировании контроля с выездом на борт судна. Кроме того, обеспечивается доступ ГКО на портале к информации из системы государственного портового контроля (уточненный график движения судов и т.п.). Главной проблемой информационного взаимодействия в морских портах представитель ФТС России назвала вынужденное одновременное использование электронного и бумажного документооборота. Речь идет не о таможенных операциях, а о деятельности хозяйствующих субъектов. Так, до сих пор отсутствуют национальные стандарты электронных транспортных документов, поэтому участникам логистического процесса необходимо иметь эти документы на бумаге и формировать для таможенного органа электронный вариант. Докладчица отметила, что сейчас идет работа по разработке национальных стандартов электронных транспортных документов, которую возглавляет Минтранс и ФТС России участвует в этом процессе. Еще одна нерешенная проблема – необходимость проставления штампов на некоторых документах, например, штамп, проставляемый для целей ветеринарного и фитосанитарного контроля на коносаменте или бумажное поручение на отгрузку, которое требуется на иных этапах оформления убывающего груза (таможенные органы принимают документы в электронном виде). «Внутри системы мы подошли близко к полному отказу от документов на бумажном носителе, и теперь встает задача создания единой информационной системы взаимодействия в морских портах, поскольку до сих пор в портах применяется сегментированный по отдельным участникам документооборот. Но создание единой бесшовной электронной среды силами одних только таможенных органов невозможно», – резюмировала Оксана Долгих.
В заключение докладчица ответила на вопросы. Несколько однотипных вопросов касались проблем взаимодействия ФТС России с иными контролирующими госорганами, в том числе сроков перехода на электронные документы Россельхознадзора и Роспотребнадзора. «Основная проблема – разная скорость цифровизации. Работа по цифровизации деятельности смежных ГКО ведется, но конкретные сроки перехода полностью на электронный оборот данных ведомств назвать не могу», – ответила Оксана Долгих. Один из слушателей поинтересовался, планируется ли переход на международный формат при предоставлении документов? Ответ отрицательный – не планируется. Еще один участник просил указать, где найти руководство пользователя порталом «Морской порт». Докладчица сообщила, что оно размещено на внешней подсистеме портала. Следующий вопрос: почему нельзя изменить погрузпоручение, если нужно изменить название судна и т.п. (возможно только аннулирование поручения)? Оксана Долгих пояснила, что в приказе ФТС России № 541 определены условия, при которых поручение аннулируется и когда возможна его корректировка. Также был задан вопрос, почему на портале при подаче погрузпоручения нельзя внести номера контейнеров списком, а не по одному? Представитель ФТС России признала, что функция по списку контейнеров некоторое время назад была отключена. но при доработке КПС будет добавлена. Последний вопрос касался ролевой модели для декларанта – слушатель жаловался, что не нашел ее на портале. «Портал ориентирован на совершение операций, связанных с прибытием и убытием грузов, – сказала Оксана Долгих, – но роль, доступная для декларанта (грузоотправителя или грузополучателя) там есть – это роль заинтересованного лица, в случае если оно самостоятельно без экспедитора заявляет свой груз».
ОС при ФТС России