Открывая конференцию, модератор Елена Цветкова, эксперт Ассоциации «Некоммерческое партнёрство профессиональных таможенных операторов», отметила, что последние годы бизнес-сообщество живет в ожидании нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, переходя от надежды к разочарованию и наоборот. Но наконец новый кодекс вышел на финальный этап – как раз накануне, 11 апреля, Президент Белоруссии поставил свою подпись под проектом ТК ЕАЭС. И теперь, как пояснил первый спикер мероприятия Дмитрий Некрасов, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, поскольку Таможенный кодекс ЕАЭС имеет статус международного договора, он должен быть ратифицирован парламентами всех пяти стран Союза, и вступит в силу после получения Комиссией последней ратификационной грамоты, но «не раньше 1 июля 2017 года», как обозначено в норме договора. Комментируя последние слова, Дмитрий Некрасов заметил, что разработчики кодекса оказались слишком большими оптимистами, на самом деле наиболее реалистичный срок вступления в силу нового кодекса – 1 января 2018 года. Однако официально дата будет определена в самое ближайшее время: либо 14 апреля президентами в Бишкеке, где состоится очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета, либо в ходе предстоящих в мае встреч премьеров стран Союза.
В своем выступлении Дмитрий Некрасов сделал акцент не столько на новациях ТК ЕАЭС, о которых с декабря прошлого года, когда проект кодекса подписали четыре президента, говорилось уже немало на мероприятиях различного формата, сколько на содержании первоочередного пакета нормативных актов ЕЭК, без которых новый кодекс не сможет заработать. 25 решений ЕЭК должны быть изданы в первом полугодии и еще 18 – до конца года. Часть из них уже прошла процедуру «оценка регулирующего воздействия», часть будет размещена на сайте ОРВ в течение этого месяца. Заинтересованным лицам рекомендуется внимательно следить за сайтом ЕЭК – доработанные по итогам ОРВ документы будут размещаться в разделе «Таможенное сотрудничество» в рубрике «Горячий документ», где, пообещал Дмитрий Некрасов, будет создан специальный раздел.
Впрочем, бизнес-сообществу сейчас необходимо отслеживать процесс принятия не только решений ЕЭК, но и федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который заменит действующий № 311-ФЗ. О текущем положении дел с его разработкой рассказал Юрий Моисеев, заместитель начальника Управления таможенной статистики и анализа ФТС России. По его словам, проект таможенной службой подготовлен и направлен на рассмотрение в Минфин, после чего он будет вынесен на публичное обсуждение, как ожидается, в самое ближайшее время. Отвечая на замечание Елены Цветковой о том, что текст проекта, с которым удалось ознакомиться, очень неоднороден – ряд норм прописан четко, в то же время есть положения, изложенные непонятно, Юрий Моисеев счел это естественным: проекты, написанные ведомствами, носят ведомственный характер («у кого что болит...»), поэтому и предусмотрено общественно обсуждение для исправления недочетов. «В связи с этим, может быть, даже хорошо, что срок вступления в силу нового кодекса отодвинут», – сказал Юрий Моисеев.
С пользой использовать эту отсрочку бизнесу поможет новая возможность принять участие в обсуждении закона о таможенном регулировании, о которой сообщил Павел Исаев, ответственный секретарь Комитета по интеграции, таможенно-тарифному регулированию и ВТО РСПП: 19 апреля проект будет размещен на официальном сайте комитета http://rgwto.com с комментариями экспертов и все желающие смогут направлять туда свои замечания и предложения.
Со стороны предпринимательского сообщества емкую характеристику новому кодексу дал Георгий Петров, советник президента Торгово-промышленной палаты РФ, председатель Совета ТПП по таможенной политике: «Таможенный кодекс ЕАЭС – это не прорыв, но шаг вперед». К сожалению, далеко не все изменения, на которые бизнес рассчитывал, нашли отражение в новом кодексе. Например, не отменен принцип резидентства, из-за чего, кстати, недавно разразился очередной скандал, широко, но неверно освещенный в СМИ: импортеры электроники обвинили ФТС в незаконных действиях, поскольку таможенные органы отказываются принимать сертификаты соответствия техническим регламентам, выданные не в РФ, а в других странах Союза.
Этот вопрос возник и в ходе конференции, и в чем здесь на самом деле проблема, пришлось разъяснять Сергею Шкляеву, начальнику Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. Во многом она связана как раз с принципом резидентства – действующими нормами права закреплено, что изготовитель и заявитель могут обращаться за сертификатом соответствия в уполномоченные органы только по месту своей регистрации, то есть если заявитель – юридическое лицо зарегистрирован в РФ, то он имеет право обратиться лишь в российский уполномоченный орган. «ФТС за интеграционный процесс, но давайте его обеспечим полноценно», – сказал Сергей Шкляев. Для того чтобы российские таможенники могли принимать сертификаты, выданные лабораториями других стран ЕАЭС, должно быть принято соответствующее законодательство и разработан практический механизм, позволяющий осуществлять проверку достоверности сведений, указанных в этих сертификатах. Ведь разрешительные документы на определенные виды товаров предусмотрены не для создания дополнительных трудностей предпринимателям, а для обеспечения безопасности граждан, пользующихся этими товарами, и защиты интересов самих предпринимателей. Сергей Шкляев задал встречный вопрос: как вы, бизнес, будете защищать свои интересы, если у кого-то телевизор или смартфон с белорусским, например, сертификатом сгорел, из-за этого сгорела квартира, и к вам обратились с судебным иском по безопасности данного товара? Вы понесете ущерб и куда пойдете для защиты своих интересов – в белорусский суд?
Что касается проблем, которые действительно возникают у предпринимателей в сфере таможенного администрирования, как показывает практика, наиболее эффективно они решаются в рамках конструктивного диалога с ФТС на различных площадках, которых сегодня достаточно много. Можно использовать площадку Совета ТПП по таможенной политике, о работе которого подробно проинформировал Георгий Петров, или «Большой четверки», как называют 4 крупнейших бизнес-объединения России (РСПП, «ТПП России, «Деловая Россия» и «Опора России»), или Общественного совета при ФТС России, о возможностях и задачах которого рассказал его председатель Леонид Лозбенко. По словам Леонида Лозбенко, сейчас сложились очень хорошие отношения с Федеральной таможенной службой, новый руководитель которой Владимир Булавин обещал, что ФТС свою часть пути навстречу бизнесу пройдет, выполнив все упрощения для участников ВЭД, запланированные Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года, но ожидает от бизнеса встречного движения. В связи с этим сейчас Общественный совет работает над Хартией добросовестного участника ВЭД, проект которой, как сказал Леонид Лозбенко, в ближайшее время будет размещен на сайте совета www.osfts.ru.
На второй сессии от Евразийской экономической комиссии выступил Вадим Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, который представил новые возможности для уполномоченных экономических операторов, заложенные в ТК ЕАЭС. Федеральную таможенную службу на второй сессии представляли Сергей Шкляев и Лариса Саркисова, заместитель начальника Управления товарной номенклатуры, познакомившие участников мероприятия с изменениями по своим направлениям, предусмотренные как новым кодексом, так и иными документами. В частности, Сергей Шкляев рассказал о новых сервисах «Личного кабинета участника ВЭД» в части разрешительных документов, объектов интеллектуальной собственности и валютного контроля, а Лариса Саркисова проинформировала о работе по обновлению правовой базы в связи с вступлением в силу новой редакции ТН ВЭД.
Последняя сессия конференции была посвящена вопросам досудебного рассмотрения обращений по таможенным спорам и судебной практики в этой сфере, в том числе в Суде ЕАЭС.